Войди "О  НЕСКАЗУЕМОМ В ПОЭЗИИ И ЖИВОПИСИ" Л.И. и Ю.М. Ключниковы
Художественные
разделы:
Россия Небесная
Гимн Красоте
Солнечный мир
Космические и Алтайские зарницы
Поэтические
страницы:
Белый остров
Новые стихи
О Героях

Об авторах
Перечень выставок
Идеи тонкого
мира
Страницы
альбома
Ссылки
На главную
 

Мы струи рек, мы капельки тумана,
нас океан зовет к себе домой.
Но есть в нас то, что больше океана,
и даже больше вечности самой...

Тонкие миры

Представленные на сайте живописные работы экспонировались на многих выставках, устроители которых давали им самые различные названия: "В мире снов и фантазий художницы Л. И. Ключниковой", "Другая жизнь", "Параллельные миры" и т. д. Уже сами названия подчеркивают некую обособленность, оторванность, того, что изображено на картинах и того, что видим в действительности. Пусть это прекрасно и возвышенно, но это сон, выдумка, в лучшем случае, часть душевного миpa индивидуальности. А реальная жизнь течет своим чередом... Хотя на рубеже веков наше внимание к Тонкому миру необычайно обострилось, хотя все чаще и чаще раздаются голоса, что в основа развития человеческого общества как раз и заложено движение тонких сфер мыслей и чувств (вспомним мир идей Платона), сама эта сфера в ее чистом виде по традиции рассматривается как нереальная и субъективная в отличие от реальной, земной. Между тем, отзывы на картины Л. И. Ключниковой (а ее выставки прошли в десятках городов России и зарубежья), убедительно свидетельствуют, что многие люди разных возрастов, профессий и положений переживали сходные с художницей состояния и видели подобные образы в своих снах или в. бодрствующем состоянии. Значит, Тонкие миры имеют, кроме субъективной, и какую-то не до конца нами понятую объективную основу. Больше того, их влияние на земную действительность возрастает с каждым годом.
    Известно, каким мощным фактором воздействия на человеческую психику стала так называемая виртуальная действительность телевидения и других коммуникационных систем. Но в этой области наметился совершенно явный перекос в сторону низших слоев Тонкого мира. Многочисленные фильмы ужасов с вампирами, ведьмами, агрессивными инопланетянами и другими чудовищами представляют Инобытие, как враждебную человеку действительность, как поле противостояния. Даже абстрактное направление в живописи чаще всего дает Тонкую действительность в искаженных ликах и формах. Но также хорошо известно, что все религии мира настаивают на мысли, что ужасы и деформированные облики свойственны лишь низшим слоям Астрала, высшие же - гармоничны и прекрасны.
    К счастью, Л. И. Ключникова в своих исканиях Прекрасных миров не одинока. Ее абстрактные и полуабстрактные картины, если их можно так назвать, наследуют здоровую традицию всего мирового искусства, стремящегося прежде всего к красоте, а не к безобразию. Поиски в искусстве таких миров захватывают все большее число художников. Люди устают лицезреть распад, жаждут созидания, а значит, Гармонии и Красоты, которая "спасет мир".

Сергей Павлов

Разворачивание души

Произведения художника - кардиограмма его души. Рука мастера послушно передает ее трепетное биение, а бумага и краски фиксируют состояние и пространство обитания. Пространства души художника Лилии Ключниковой тождественны ее имени: Лилия - символ чистоты, а ключом в России называют также источник чистой воды - самой драгоценной для человека.| Ключики на Руси почитаются издревле. Их называют святыми.
    Удивительно, как тема "хрустальных вод" буквально звучит в акварелях Лилии Ключниковой. Очевидно, что каждая работа рождалась спонтанно. Краски легки и удивительно свежи и создают впечатление, что смешение цветов происходит буквално на наших глазах. Мы видим, что фон в большинстве работ - низвергающиеся потоки небесных вод, и встречным движением вверх, кристаллизуясь и растворяясь одновременно, нам являются чистые источники духа - храмы, цветы, травы.
    В работе "Русь начинается" (1989) центральная часть композиции - некая хрустальная чаша, словно сотканная из множества бьющих вверх потоков. Кажется, она бурлит и полнится, рождая прообразы церквей и соборов, и земля вокруг процветает мириадами храмов.
    Горние видения Ключниковой "Россия небесная" (1983), "Звездные крылья (1980) "Небесные храмы" (1989) соседствуют с реальной плотью буйно цветущих трав ("Краски рассвета", 1998), с тончайшей прорисовкой деталей. Краски горят, пульсируют, но при этом не копируют природу, скорее следуют ей...
    Художник то погружает нас в миры нежнейших трав и соцветий, незаметных обыденному оку, то предлагает обозревать целые миры.
    Размеры большинства работ Ключниковой чаще всего в формате А-4 не лишают композиции свойственной им монументальности. Глубина темы исключает суету формы.
    Думая о главном в произведениях Ключниковой, хочется привести слова из книги "Учение суфиев" Хазрата И. Хана: "Есть много ценных вещей в природе и искусстве, которые выше любой цены. Но нет в мире ничего более ценного, чем взгляд; и самый ценный из всех - внутренний взгляд [...] Это величайший подарок Бога, и все прочее в жизни несопоставимо с ним... Именно открытие такого взгляда называется разворачиванием души".

Юлия Бугуева, член Союза художников Москвы